Category:

План-утопия для преобразования России.

Все экономические и философские рассуждения о реформах в России разбиваются о совершенно неприемлемую логистику для сегодняшних трендов мирового развития. Эта проблема была рукотворно создана на протяжении столетий экспансии на восток. Не то что экспансия была не нужна, но она должна была быть, на мой взгляд, преимущественно военной и технологической. Захват/контроль, взяли природные ресурсы, первично переработали, отправили в метрополию. И если бы Россия была относительно свободной, то так бы и происходило. Но монархия имела возможность использовать менее затратный способ, переселение подданных в приказном порядке или в качестве заключённых. И намерения в общем-то были благие. Но что получилось в итоге? Произошло "размазывание" населения по огромной и холодной территории вдоль ж/д от Москвы до Владивостока. Все это население оказалось на территории с не самыми благоприятными условиями для жизни,  отрезанной расстояниями, другими "пустыми" территориями, а потом и "железным занавесом" от мировых центров развития. И если "по приказу начальства" эти территории в условиях не высокого потребления, могли приемлемо существовать, то во времена когда наши люди стали на машинах ездить в соседнюю булочную, качество среды обитания резко ухудшилось.

Объясню на примере. Живу в уральском городе с населением 170 тыс. (30 лет назад было больше 200 тыс.). Город преимущественно застраивался от центра в 3-х направлениях вдоль долин рек. Чтобы проехать "из конца в конец" надо преодолеть 25-30 км. За зиму (5 месяцев) на дороги и тротуары было высыпано сотни тонн отсева. Сейчас апрель, солнышко, дороги наконец высохли от грязи и сразу начались "пыльные бури".  Интенсивность "тумана над городом", как можно догадаться зависит от силы ветра и плотности потока машин.

Порядок наведется, если вспомнить прошлый год, примерно к началу июня, в результате "субботников", работы дворников и ветра, который раздует пыль по окрестным лесам. Но пару месяцев, а это 1/6 часть жизни человека, в лёгкие будут поступать отходы щебеночного производства. Очень повезет если пойдут дожди и все опять превратится в жижу.

Почему местные власти вынуждены засыпать дороги и тротуары? Ответ очевиден, зима долгая, мороз стойкий, лёд образуется и укатывается моментально. Народ стал юридически грамотен. Если 100 лет назад какой нибудь подданный подскальзывался и ломал часть тела или машину (сани вообще было трудно сломать), ему и в голову не приходило винить власти в таком происшествии, а только себя, что надел модные сапоги, а не добрые валенки. А сейчас все стали "грамотными", и имеется не нулевая вероятность компенсировать что нибудь в суде. А это, помимо финансовых потерь, еще и минусы в карму местных властей.

Вот и приходится выбирать для таких суровых территорий, с долгой зимой, дружелюбная среда обитания при относительно старых способах существования (на такое мало кто согласен), или технологический прогресс и связанное с этим ухудшение окружающей среды при недостаточности средств на более дорогостоящее обслуживание инфраструктуры (в российских реалиях).

Трудно поддерживать комфортную среду обитания в крупных населенных пунктах, в местностях где средняя температура января холоднее -3 гр С. Или для существования комфортной инфраструктуры требуется огромное количество финансовых вложений по разным направлениям. Пример, Москва (январь -6,5 градусов, зима 5 месяцев), уже теплее в Торонто (зима 3 месяца) и столицах Скандинавии (Хельсинки 4 месяца, Стокгольм и Осло 3 месяца). В мире, очень мало крупных городов (с населением более 50...100 тыс.), за исключением России, в которых зима длится более 3-х месяцев (средняя температура января, менее -3 градуса). Можно считать что месяц является зимним, если средняя температура месяца ниже 0. И это неважно что лето может быть очень теплым и стабильным, например на Алтае, но зима в Барнауле длится 6 месяцев, + возможно 2 месяца пыльных бурь от последствий борьбы со льдом. Именно зима даёт нагрузку на природу, и в обществе, развитом технологически, это становится проблемой.

В результате неминуемого ухудшения качества среды обитания, ее в обязательном порядке покидает наиболее энергичная и мобильная группа населения, молодежь (из которой обязательно получится в будущем, некоторое количество специалистов), а также уже состоявшиеся специалисты среднего возраста. О каком технологическом развитии может идти речь при оттоке такого ключевого человеческого капитала, вопрос риторический. Причем если развитие невозможно без спецов напрямую, то фоном, постепенно, происходит еще один печальный процесс, общее понижение культурного потенциала территории из-за снижения влияния на процессы образованных людей. Специалисты, даже если они остаются на территории, в небольшом количестве, они становятся не востребованы, и постепенно превращаются в "чужаков", "белых ворон".

Еще один аспект, в эпоху развития  авиации и популярности тренда путешествий,  бизнесмен или высокооплачиваемый специалист уже не мыслит себя вдали от международного аэропорта. Но на территориях с низкой плотностью населения он невозможен, по причине низкой востребованности. Под международным я понимаю не тот аэропорт где есть чартерные рейсы, а где в расписании имеются регулярные рейсы в основные туристические, технологические, финансовые мировые центры.

Если бы, на протяжении столетий, в России была относительная свобода, то народ голосовал бы ногами в южном направлении. Да так и было, беглые "самоосвободившиеся" крестьяне бежали на юг. Популярная пословица "знал бы прикуп жил бы в Сочи",  показывает тягу российского народа (как впрочем любого народа) к теплу. Примеры в мире северных стран. Канада, Скандинавия, основное население, столицы и крупные города, сосредоточились на юге своих стран. Но на юге России почему-то нет ни одного мегаполиса, и это странно для северной страны с населением 146 млн.

Жители Ханты-Мансийска (зима 6 месяцев), центр крупнейшего российского нефтегазоносного региона, гордятся своим городом красавцем. Однако, очень многие, детей отправляют учиться в Москву, Петербург или за рубеж. Готовы платить немалые суммы за их образование, и за то, чтобы они там остались. Не возвращались в Сибирь.

Почему ещё очень важно создание комфортной среды для человека, инвестиции в современном мире, в т.ч. и от российского бизнеса, пойдут только туда, где созданы комфортные условия для жизни, или если хотите, таковыми их считают люди. Инвестиции в технологические отрасли придут только туда, где специалисты высокого уровня, по собственной воле, с удовольствием захотят жить и работать. И где таковых наберется достаточное количество. Чтобы бизнесу было из кого выбирать, чтобы между работниками была конкуренция.

Когда думаю о логистике, в последнюю очередь рассуждаю о перевозке грузов, хотя и тут у нас есть проблемы. Всегда размышляю о коммуникациях "Работодатель - Работник", "Заказчик - Подрядчик".

Прочитал в социальных сетях сей комментарий, к сожалению не сохранил авторство: "Когда в Россию (не в Москву) приходит иностранная компания и хочет нанять спецов, не из кого выбирать. После этого такая компания, привыкшая, что это она выбирает кандидатов, а не бегает за ними, уговаривая пособеседоваться, больше в России никого не нанимает, а вместо этого открывает с нуля офис в Китае и нанимает 30 местных выпускников. Ибо там есть выбор, а у нас нет." В принципе и добавить нечего.

Предполагаю что у любого заказчика, например, в Германии в радиусе 100 км находятся десятки потенциальных подрядчиков с высоким технологическим уровнем. Т.е. они доступны даже для визуального ознакомления с их возможностями в короткое время. В наших реалиях это многие тысячи километров пути без гарантированного результата.

Проблемы с логистикой эффективней решаются на территориях с высокой плотностью населения. Такие территории обладают уникальными возможностями для бизнеса. Потому что становятся рентабельными и даже могут представлять собой огромные рыночные возможности, те виды деятельности, которые невозможны на территориях с низкой плотностью населения.

Какой же путь развития России видится. На мой взгляд должна быть организована особая территория. И не "мелкий ТОР", а территория площадью 0,7...1,0 млн.кв.км, с перспективой создания комфортной среды обитания для 150...200 млн. человек, с невысокими издержками при дальнейшей эксплуатации инфраструктуры. Назову ее, например, "Южная Россия".

Если учитывать температурные критерии указанные выше, то "Южная Россия" должна располагаться южнее линии Ростов-на-Дону, Элиста, Астрахань. Где должна быть построена как минимум одна автомобильная магистраль, очень широкая, на немецкий манер, без ограничения скоростного режима (какой русский не любит быстрой езды). Магистраль должна соединить побережье Черного моря со всей территорией района. Вся территория вдоль дороги должна стать гигантской стройкой из современных мегаполисов. Поощрять внутреннюю миграцию на данную территорию, поощрять внешнюю иммиграцию, для носителей русского языка выдавать гражданство по простой процедуре. Также должна быть построена скоростная  железная дорога, рядом с автомобильной и желательно с поездами, построенными, уже на данной территории.  

Чтобы территория была привлекательна для бизнесменов и инвесторов мыслящих категориями глобализации и конкуренции, надо по другому конфигурировать системы принятия решений по развитию "Южной России". Вся местная власть в городах на территории должна быть подчинена профессиональным союзам граждан, чиновничество должно быть сугубо исполнительной властью. Все законодательные инициативы должны исходить от профессиональных союзов.  Хочешь участвовать в принятии решений, получай профильное образование и вступай в соответствующий союз. Народ, в смысле активная часть общества, специалисты разного профиля, должны почувствовать что они "имеют права". И без разрешений этих союзов не принимать на самом низовом уровне никаких решений, например по застройке, использования природных ресурсов, дорожном строительстве,  торговле, о порядке оказания различных услуг и т.д. Распределение подрядов "кто что за сколько и куда" должны определять профессиональные объединения а не чиновники. Тогда и центральной власти "будет с кем разговаривать и договариваться". Только этот договор, "власть-профессиональные союзы граждан", и может стать первым шагом на пути появления реального гражданского общества и технологического развития.

Очень важна судебная система. Не плохо будет если все ключевые посты займут судьи, исповедующие принципы английского права, возможно представители лучших юридических школ Европы. Наши состоятельные граждане предпочитают разрешать споры в судах Лондона. Надо и остальному народу приучаться к цивилизованным отношениям. Да и у российских судей появится начальство с кого можно будет брать пример.

Ключ к успешному развитию в среднесрочной перспективе, система образования. В школах обязательное  изучение английского языка с 1-го класса (а лучше с детского сада) на уровне лучших репетиторов и каждый день, возможно даже за счёт математики, физики, химии (кому будет надо выучат их в профильных институтах и колледжах).

Высшее образование которое связано с наукой и технологиями (инженеры, программисты, химики, биологи, врачи, учителя и т.д), должно быть на английском языке (пример, Финляндия). Не сразу, а постепенный переход  в течении 10 лет, к этому времени школу закончат первые кандидаты в студенты со знанием языка.

На мой взгляд есть много причин для такого образования.
1. Большинство первоисточников для  требуемого постоянного повышения квалификации уже после учебы, на английском языке. Это надо признать как природное явление и перестать этому сопротивляться.
2. Патенты, техническая документация, статьи в научных журналах, открытые технологические наработки, семинары, презентации которые можно использовать в профессиональной деятельности, чтобы не "изобретать велосипед", на английском языке.
3. Без знания английского, будет низкая производительность труда, по причине того что все равно, придется обращаться к первоисточникам, и тратить много времени на перевод.
4. Возможность приглашать лучших иностранных преподавателей.
5. Для будущих бизнесменов общение с иностранными партнёрами на их языке будет огромным плюсом.
6. Для людей не желающих получать высшее образование, знание языка, позволит комфортно работать под началом иностранных специалистов, а также лучше узнать мир в путешествиях.

Без знания английского языка, в современном технологичном мире, можно считать кого угодно специалистом, только условно. В лучшем случае это будет хороший, уверенный в себе ремесленник, но скорее всего с низкой производительностью труда. Качественные показатели работы такого специалиста, будут зависеть исключительно от стажа его работы, т.е. возраста. Да и не для специалиста, владение иностранным языком необходимость. Упомяну случай со знакомыми в Израиле. Им случайно довелось "пообщаться" с обычным рыбаком. Он пытался говорить с ними на английском, немецком, французском, и был очень удивлен что есть люди, которые не знают ни одного из этих языков.

Где взять средства на такие преобразования, не знаю, я не экономист и не политик. Но предполагаю что решение лежит в политической плоскости. Требуется заключение глобального договора с основными игроками. У России есть природные ресурсы, огромные территории, некоторые из которых являются спорными по мнению наших состоятельных соседей. Почему бы не одолжить их в аренду на длительный срок, привязанный к темпам строительства "Южной России". Тем более на благое, для российского народа, дело, вхождения России в глобальный рынок и систему международного разделения труда (должно являться частью данного договора).

В результате таких преобразований российский народ получает:
1. Южную территорию с комфортной и технологичной средой обитания для работы и жизни, подавляющего числа россиян.
2. Появление ответственного гражданского общества с высоким уровнем образования его членов.
3. Дополнительный толчок к использованию новых технологий, наиболее эффективных в теплом климате, таких как солнечная энергетика, самоуправляемые автомобили и др.
4. "Шаговая" доступность на автомобиле или скоростном поезде курортного района, у которого в результате близости огромного количества населения появляется свой толчок к развитию.
5. Территорию с привлекательной логистикой для инвесторов и бизнеса.
6. Возможность без убыточного проведения крупных международных мероприятий (спортивные, технологические выставки, концертная деятельность и др.), так как из-за большой плотности населения все построенные объекты будут востребованы всегда, а не только, например, в момент когда происходят олимпийские игры.
7. Прекратится эмиграция специалистов и бизнесменов на "запад". И скорее всего территория станет привлекательной для иммиграции иностранных специалистов, т.к у них с нами, не будет языкового барьера. Причина, "не освоенная территория с хорошей логистикой — хороший старт для новых проектов".

На мой взгляд, если начать мыслить категориями из человеческой системы координат, то данная концепция найдет отклик в сердцах молодежи и людей среднего возраста. Именно к ним должна быть направлена работа по объяснению преимущества данной концепции. Например, меня, человека среднего возраста, прикалывает молодежная мода, когда по уральским морозам разгуливает молодежь без шапок, в низкопрофильных кроссовках, из которых торчат голые щиколотки. Подозреваю что в Сибири тоже самое. Косвенно это говорит о протесте, против природы места где они вынуждены проживать. В СССР где прошла моя юность, такого протеста не было, во всяком случае в провинции.

С сегодняшних позиций план конечно выглядит утопично. Читал как Великий Ден, первых 5 лет у власти объяснял китайцам что будет с ними в результате реформ, а сам разъезжал по западным странам, и многие не верили, и относились к словам как к очередным партийным лозунгам. И только в 1984 году, когда Китаю вернули Гонконг и Макао, китайцы поверили, что изменения, происходят реально в их жизни.

И если планы Дена, в начале 80-х, кто бы донес до советских граждан, то уверяю вас, большинство это сочли бы бредом. Я в то время заканчивал школу и учился в институте, и кроме китайских полотенец и термосов, которые легко случайно бились (все желанный дефицит), и то что в Китае власть захватили "враги народа" ничего про Китай не помню. А категориями глобального рынка, советские граждане вообще не мыслили. Да и мы теперешние воспринимаем с трудом.

Почему то я верю, что если россияне хотят встроиться в мировые тренды, целиком как народ, они должны становиться "Южным народом". Тем более для этого есть географические и территориальные возможности и глупо их не использовать (но умом Россию не понять). А иначе лучшие наши представители, или просто потомки обычных эмигрантов, будут встраиваться самостоятельно. А остальной народ будет с придыханием рассказывать друг другу, про наших выдающихся соотечественников которые добились грандиозных успехов на чужбине.

Закончу банальным изречением. Как известно все хорошие идеи проходят 3 стадии. Это бред, что-то в этом есть, как мы раньше жили без этого. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.